Первыми картинами, которые Рябушкин написал поселившись в Приволье стали "Ожидание новобрачных
от венца в Новгородской губернии" (1891г.) и
исторической композиции "Потешные в кружале" (1892); изображены солдаты
потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке. Живопись этих полотен еще
по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину.
Так будет
и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.
Но следующую картину, в которой художник, наконец, нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича
с боярами в его государевой
комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие
заключается в бездействии -
в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти
заснувших от скуки.
Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки,
витой люстры,
изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона. В 1895 г. художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди
старинной архитектуры, наряженные в
старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил.
На лицах
- печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и
бездушного
эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - "Русские
женщины XVII века в
церкви" (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного;
золото
волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.
Эти две картины и "Семья купца в XVII веке" (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Рябушкин приобретает
большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои
работы.
Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников". Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад ("Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...", 1902). В гуаши "Чаепитие" (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом. Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта. Андрей Петрович оставил после себя множество картин, но прежде чем приступить к работе, он долго и мучительно вынашивал идею, и только когда она ему ста-новилась ясной, брался за дело. Андрей Петрович очень любил русские былины. Издание Онежских былин, собранных А.Ф. Гильфердингом, было его настольной книгой. В 1888 г. он создал первые былинные иллюстрации — "Добрыня в крови "Змеи поганой"" , к одной из Онежских былин собрания А.Ф. Гильфердинга. Через несколько лет, в 1892 г., он вернулся к художественному осмыслению эпического наследия Древней Руси и создал 12 иллюстраций, вошедших в вышеназванный альбом. |
Андрей Петрович много работал в области
монументальной живописи. Он выполнил эскизы для предполагавшейся росписи Новгородского Софийского
собора (1895), эскизы для росписи домовой
церкви Санкт-Петербургской консерватории, плафон для ее малого зала и эскиз плафона для большого зала (1895).
Сделал несколько эскизов внутренней росписи Варшавского православного собора (1903), проект росписи для
кафедрального собора в Новочеркасске (1898).
С 1896 по 1900 гг. А.П. Рябушкин работал над картонами для мозаик храма "Спаса на крови". Он сделал сюжеты: "Исцеление сухорукого",
"Исцеление бесноватого отрока", "Хождение Спасителя по водам". Художник стал автором разнообразнейших произведений, среди которых журнальные
рисунки, иконы, декоративные панно.
«Его не удовлетворяли первые сносные эскизы, - вспоминает его современник, - и если Рябушкин наталкивался на новую мысль, он тотчас же уничтожал
все, что было сделано ... и творил снова с удвоенной энергией. Так поступают только натуры истинно одаренные - таланты .» |
А.П. Рябушкин в Саратове. 27.02.2004 в Радищевском музее открылась выставка "Три века русского искусства". На выставке в Саратове представлены 99 картин 75 известных русских художников. АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович БРЮЛЛОВ Карл Павлович ЛЕВИТАН Исаак Ильич МАЛЕВИЧ Казимир Северинович ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич РЕПИН Илья Ефимович РЯБУШКИН Андрей Петрович СЕРОВ Валентин Александрович и другие. На афишах выставки «Три века русского искусства» изображена одна из картин выставки – работа Андрея Петровича Рябушкина «Московская девушка XVII века». В творчестве художника она знаменита тем, что это последняя работа мастера, написанная маслом. |